Контакты

Узнать более подробную информацию и забронировать место на интересующую Вас дату воможно по телефону:

+79271295636 Ирина (диспетчер)

+79279144688 Андрей

Адрес электронной почты:

okemping@gmail.com

Сообщество в Контакте

с.Елшанка, Воскресенского р-на, Саратовской обл.

Для автолюбителей

Если вы путешествуете по автодорогам России, а время остановки для ночлега выпало на близлежащие к Саратову районы, можно воспользоваться услугами «островного кемпинга». Островной кемпинг в Саратове это пребывание у воды, которое снимет напряжение от однообразия дороги, позволит набраться новых сил для продолжения пути. Если есть время, можно задержаться на денёк-другой и набраться новых впечатлений.

Правовое регулирование спортивного и любительского рыболовства.

Собираясь на рыбалку, рыболовы-любители и спортсмены уделяют свое внимание, главным образом, количеству и качеству имеющихся у них орудий лова. Это очевидно, поскольку практически каждый из них готовится к встрече с трофейным экземпляром. Однако на рыбалке, помимо свидания с рыбкой может состояться и еще одно свидание, не столь приятное для большинства – с представителями Рыбнадзора. Что необходимо знать, чтобы достойно встретить сотрудника Рыбнадзора и не стать жертвой «оборотней в погонах»? Далее речь пойдет о требованиях законодательства РФ в части любительского и спортивного рыболовства. Основу правового регулирования спортивного и любительского рыболовства составляют следующие нормативные документы:

1.Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изм. 14.03. 2009) (далее - ФЗ об «Об охране»)

2.Федеральный закон от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (с изменениями от 03.12.2008) (далее - ФЗ «О рыболовстве»)

3.Правила рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна (утв. приказом Федерального агентства по рыболовству от 13.01.2009 г. N 1)(с изм. от 16.04.2009 г.) (см. сферу действия данных Правил!)

Статья 1 ФЗ «О рыболовстве» содержит основные понятия:

  • водные биологические ресурсы (далее - водные биоресурсы) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы;
  • добыча (вылов) водных биоресурсов - изъятие водных биоресурсов из среды их обитания;
  • рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов;
  • любительское и спортивное рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях».

Более детально содержание любительского и спортивного рыболовства раскрывается в ст. 24 данного ФЗ. Отметим, что в соответствии с ч.1 ст. 24 данного ФЗ «Граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом».

Запомните, дорогие рыболовы, что Вы обладаете правом свободно и бесплатно осуществлять любительское и спортивное рыболовство в водоемах общего пользования, т.е. не входящих в состав особо охраняемых природных территорий, не являющихся товарными рыбными хозяйствами, рыбопитомниками и другими, для которых установлен специальный режим водопользования.

Никто не вправе требовать от Вас платы за данный вид рыболовства. Вместе с тем, это не означает, что отсутствуют обязательные для Вас требования и ответственность за их нарушение. Но об этом чуть позже.

Согласно ч.1 ст. 26 этого же Закона могут устанавливаться ограничения рыболовства, а именно:

  1. запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов;
  2. закрытие рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов;
  3. минимальные размер и вес добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсов;
  4. виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов;
  5. размер ячеи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов;
  6. размер и конструкция орудий добычи (вылова) водных биоресурсов;
  7. распределение районов добычи (вылова) водных биоресурсов (район, подрайон, промысловая зона, промысловая подзона) между группами судов, различающихся по орудиям добычи (вылова) водных биоресурсов, типам и размерам;
  8. периоды добычи (вылова) водных биоресурсов для групп судов, различающихся орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов, типами (мощностью) и размерами;
  9. количество и типы (мощность) судов, которые могут осуществлять промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство одновременно в одном районе добычи (вылова) водных биоресурсов;
  10. минимальный объем добычи (вылова) водных биоресурсов на одно судно;
  11. время выхода в море судов для осуществления промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства;
  12. периоды рыболовства в водных объектах рыбохозяйственного значения;
  13. иные установленные в соответствии с федеральными законами ограничения рыболовства.

Причем перечисленные ограничения рыболовства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Таким органом в настоящий момент является Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).

Теперь обратимся к Правилам рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна (с изм. от 16.04.2009 г.) (далее – Правила рыболовства). Хотим обратить ваше внимание, что сфера действия данных правил распространяется на:

А)Южный рыбохозяйственный район Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, который включает в себя Каспийское море, а также водные объекты рыбохозяйственного значения на территориях Астраханской области, Республики Дагестан, Республики Калмыкия (побережье Каспийского моря на территории Лаганского района, река Волга на территории Юстинского района и Сарпинские озера) и части Волгоградской области (река Волга с протоками, воложками, рукавами и другими водными объектами рыбохозяйственого значения ниже плотины Волжской ГЭС, водохранилища Волго-Донского судоходного канала с впадающими реками). Южный рыбохозяйственный район подразделяется на 4 рыбохозяйственных подрайона: Волго-Каспийский, Северо-Западный, Северо-Каспийский, Терско-Каспийский. Описание и схема рыбохозяйственных подрайонов Южного рыбохозяйственного района Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна указаны в приложении N 1 к Правилам рыболовства "Описание и схема рыбохозяйственных подрайонов Южного рыбохозяйственного района Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна".

Б)Северный рыбохозяйственный район Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, который включает в себя реку Волга от верховья до плотины Волжской ГЭС (город Волгоград) с бассейнами впадающих в нее рек, в том числе водохранилища: Верхневолжское, Иваньковское, Угличское, Рыбинское, Горьковское, Чебоксарское, Черепецкое, Воткинское, Камское, Нижне-Камское, Куйбышевское, Сурское, Саратовское, Волгоградское, а также все водные объекты рыбохозяйственного значения, расположенные на территориях республик Башкортостан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Удмуртия, Чечня, Чувашия; Пермского края, Белгородской, Брянской, Владимирской, Волгоградской (выше плотины Волжской ГЭС), Вологодской (Рыбинское водохранилище и другие водные объекты рыбохозяйственного значения на территории Череповецкого района), Ивановской, Калужской, Кировской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской (бассейн реки Ока), Ульяновской, Ярославской областей и города Москва.

Какие документы должен иметь с собой рыболов-любитель, отправляясь на рыбалку?

Пункт 15 Правил рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна (утв. приказом Федерального агентства по рыболовству от 13.01. 2009 г. N 1) устанавливает, что граждане при осуществлении любительского и спортивного рыболовства на предоставленных для этих целей рыбопромысловых участках должны иметь при себе:

  1. Путевку на добычу (вылов) водных биоресурсов;
  2. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Что такое путевка на добычу (вылов) водных биоресурсов?

Путевка – это договор об оказании услуг с пользователем, имеющим договор о предоставлении рыбопромыслового участка для организации спортивного/любительского вида рыболовства (п. 12 Правил рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна) В путевке на добычу (вылов) водных биоресурсов должен быть указан объем водных биоресурсов, согласованный для добычи (вылова), и места добычи (вылова) в пределах рыбопромыслового участка, срок ее действия, иная информация. Таким образом, рыбак-любитель получает путевку у организации или индивидуального предпринимателя (как правило, их роль играют Общества охотников и рыболовов) , который в свою очередь заключил договор о пользовании рыбопромысловым участком с его собственником (РФ).

Как и чем ловить запрещено?

Пунктом 29 Правил рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна (утв. приказом Федерального агентства по рыболовству от 13.01. 2009 г. N 1) установлено, что при любительском и спортивном рыболовстве во всех водных объектах рыбохозяйственного значения Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна запрещается:

а) применение:

  • сетей всех типов; ловушек всех типов и конструкций (мереж, вентерей, верш, "морд", "заколов" и т.п.), за исключением раколовок;
  • пассивных орудий лова ("закидушек", "поставушек", "тычков" и других) на реках, являющихся местом обитания лососевых видов рыб;
  • пневматического оружия (за исключением ружей и пистолетов для подводной охоты);
  • удочек и спиннинговых снастей всех систем и наименований с общим количеством зацепов (крючков) более 10 штук у одного гражданина;
  • тралящих орудий лова;
  • сетных отцеживающих и объячеивающих орудий лова и приспособлений (бредней, неводов, волокуш, наметок, подъемных сетей, кругов, "телевизоров", "экранов", "хваток", "буров", "черепков", "накидок", "косынок", "саков", "котцов", "крылаток", "немок", "возьмилок", "режаков", "оханов" и других);
  • подъемников ("пауков") и черпаков размером более 100 x 100 см, и с размером (шагом) ячеи более 10 мм;
  • колющих орудий лова (остроги и другие), за исключением ружей и пистолетов для подводной охоты;
  • сомовников; капканов;
  • крючковых самоловных снастей;

б) осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов:

  • способом багрения (на подсечку);
  • способом глушения;
  • переметами с общим количеством крючков более 10 штук на орудиях лова у одного гражданина;
  • на подсветку;
  • на дорожку (троллинг) с применением паруса и мотора с использованием более двух приманок;
  • кружками и жерлицами с общим количеством крючков более 10 штук на орудиях лова у одного гражданина;
  • при помощи устройства заездок, загородок, заколок, запруд и других видов заграждений частично или полностью перекрывающих русло водоемов и водотоков и препятствующих свободному перемещению рыбы;
  • раколовками более трех штук у одного гражданина, с диаметром каждой раколовки более 80 см и с размером (шагом) ячеи менее 22 мм;
  • способом на "смык";
  • жаберным способом (при использовании "жмыхоловок", "комбайнов");
  • раков руками вброд или путем ныряния;

в) спуск водоемов с целью вылова водных биоресурсов;

г) установка на льду водных объектов рыбохозяйственного значения шалашей и других стационарных сооружений, за исключением переносных ветрозащитных устройств.

Уважаемые рыболовы, обращаем ваше внимание, что названными Правилами ловля «на кольцо» не отнесена к числу запрещенных орудий, равно как и спиннинг.

В соответствии с ч.1 ст. 26 ФЗ «О рыболовстве» п. 30.32 рассматриваемых Правил устанавливает следующие ограничения рыбной ловли, а именно: 1. Запретные для добычи (вылова) водных биоресурсов места:

  • у Саратовской ГЭС: от плотины вниз по течению на расстоянии менее 2 км;
  • в верхнем бьефе Саратовского водохранилища на расстоянии менее 500 м от плотины.

2. Запретные сроки (периоды) добычи (вылова) водных биоресурсов. Запрещается добыча (вылов) водных биоресурсов всеми орудиями лова, за исключением одной поплавочной или донной удочкой с берега с общим количеством крючков не более 2 штук на орудиях лова у одного гражданина:

  • с 1 мая по 30 июня - в Волгоградском водохранилище с впадающими реками в пределах административных границ Саратовской области;
  • с 25 апреля по 25 июня - в реках Большой Удень и Малый Узень;
  • с 20 апреля по 20 июня - в прочих водных объектах рыбохозяйственного значения;
  • с 1 декабря по 14 июля и с 16 августа по 14 сентября - раков.

30.32.3. Запретные для добычи (вылова) виды водных биоресурсов: осетровые виды рыб, белорыбица.

30.32.4. Минимальный размер добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсов (допустимый размер). Запрещается добыча (вылов) водных биоресурсов, имеющих в свежем виде длину (в см) менее указанной таблице:

Наименование водных биоресурсов и допустимый размер в см.

  • Жерех 40
  • Судак 40
  • Лещ 25
  • Щука 32
  • Сом пресноводный 90
  • Сазан 40
  • Голавль 20
  • Амур белый 50
  • Толстолобики 50
  • Раки 10

Порядок определения длины добытых водных биологических ресурсов:

  • у рыб - путем измерения длины от вершины рыла (при закрытом рте) до основания средних лучей хвостового плавника;
  • у ракообразных - путем измерения тела от линии, соединяющей середину глаз, до окончания хвостовых пластин.

Добытые (выловленные) водные биоресурсы, имеющие длину менее указанной в таблице, подлежат немедленному выпуску в естественную среду обитания с наименьшими повреждениями.

Согласно п 31 рассматриваемых правил «Пользователи, осуществляющие добычу (вылов) водных биоресурсов, виновные в нарушении Правил рыболовства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Кроме того, пользователи водными биоресурсами не вправе осуществлять их добычу:

  • с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца;
  • с применением колющих орудий лова, за исключением любительского и спортивного рыболовства, осуществляемого с использованием специальных пистолетов и ружей (далее - подводная охота);
  • с применением огнестрельного (за исключением добычи (вылова) тюленей), пневматического оружия, а также взрывчатых, токсичных, наркотических средств, электротока и других запрещенных законодательством Российской Федерации орудий лова;
  • гоном, способом багрения, глушения, при помощи бряцал и ботания;
  • путем прекращения доступа кислорода в водный объект рыбохозяйственного значения посредством уничтожения источников его водоснабжения, а также не вправе осуществлять спуск водных объектов рыбохозяйственного значения с целью добычи (вылова) водных биоресурсов;
  • на судоходных фарватерах (за исключением согласованных с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте районов, в которых не создаются помехи водному транспорту), у плотин, мостов, шлюзов и других гидротехнических сооружений на расстоянии менее 0,5 км, у сбросовых коллекторов в радиусе менее 0,5 км, в водосбросных каналах электростанций (за исключением добычи (вылова) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях);
  • у рыбоводных заводов, их цехов и пунктов, садков для выращивания и выдерживания рыбы - на расстоянии менее 0,5 км;
  • на водоемах и водотоках нерестово-выростных хозяйств, за исключением рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;
  • в периоды выпуска молоди рыб рыбоводными заводами и с момента окончания указанных периодов в течение 15 дней в водных объектах рыбохозяйственного значения на расстоянии менее 0,5 км во все стороны от мест выпуска, за исключением отлова хищных и малоценных видов рыб в целях предотвращения выедания молоди ценных видов рыб.

Ответственность за нарушение законодательства о рыбной ловле.

Законодательство предусматривает 3 вида ответственности за нарушение обязательных требований в сфере пользования водными биологическими ресурсами: гражданскую, административную, уголовную.

1. Административная ответственность.

Данный вид ответственности установлен Кодексом об административных правонарушениях РФ, в частности ч.2 ст. 8.37. Согласно данной статьи КоАП РФ «Нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой».

Какой орган уполномочен рассматривать дела по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ?

Дела об АПН по ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ уполномочены рассматривать должностные лица Федерального агентства по рыболовству (Рыбнадзор) (как правило, это государственные инспекторы соответствующих территориальных подразделений). Однако, в соответствии с ч.2 ст.23.1 КоАП РФ дела по указанной статье КоАП РФ рассматриваются также судом, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Может ли Рыбнадзор конфисковать лодку, на которой вы отправились на рыбалку?

КоАП РФ предусматривает такой вид административного наказания как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Конфискация может применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного действия. В соответствии с частью 1 статьи 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе и изъятие вещей. Процедура изъятия регулируется положениями ст. 27.10 КоАП РФ.

Так, изъятие производится с участием 2 понятых; составляется соответствующий протокол или делается отметка в протоколе об АПН. В протоколе об изъятии указываются сведения об идентификационных признаках изъятых вещей, делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации документов. Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми.

В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, сотрудник Рыбнадзора может изъять Вашу лодку как орудие совершения АПН в порядке, предусмотренном КоАП РФ. Однако изъятие не означает конфискация.

Какова дальнейшая судьба изъятой лодки?

Вопрос об изъятых вещах разрешается в постановлении по делу об АПН, которое выносится либо должностным лицом Рыбнадзора, либо судом. Согласно ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом:

  1. вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2. вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Понятие и порядок определения вещей, изъятых из оборота и ограниченно оборотоспособных дано в Гражданском кодексе РФ. В соответствии с ч.2 ст. 129 ГК РФ «Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом».

2. Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность за нарушение правил добычи рыбы предусмотрена п. а,в,г ч.1 и ч.3 ст. 256 УК РФ.

Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов.

1. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено:

  • с причинением крупного ущерба;
  • в местах нереста или на миграционных путях к ним;
  • на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;

- наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

  • лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

- наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Разграничение административной и уголовной ответственности. В каких случаях уголовная ответственность не наступает?

В соответствие со ст. 14 ч. 2 УК РФ не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законодательством, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Что такое «крупный размер ущерба»?

В п.16, 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" (с изм. от 06.02.2007 г.) указано следующее:

«16. При решении судами вопроса о том, является ли ущерб, причиненный незаконной добычей водных животных и растений или незаконной охотой, крупным, нужно учитывать количество добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенность животных, их отнесение к специальным категориям, например к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства, а также иные обстоятельства содеянного. В случае причинения крупного ущерба незаконной добычей водных животных и растений либо незаконной охотой необходимо установить причинную связь между действиями виновного и их последствиями. При этом судам надлежит в каждом конкретном случае, квалифицируя содеянное, исходить не только из стоимости добытого и количественных критериев, но и учитывать причиненный экологический вред, т.е. вред, в целом нанесенный животному и растительному миру.

К такому вреду следует, в частности, относить ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя при незаконной охоте, уничтожением мест нереста, гибелью большого количества мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отловом или уничтожением животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ. Для правильной оценки причиненного экологического вреда суд может привлечь соответствующих специалистов. Следует также иметь в виду, что суммы, вырученные от реализации незаконно добытой продукции, зачету в счет возмещения ущерба не подлежат.

17. Обратить внимание судов на то, что преступления, предусмотренные ст.ст.256, 258 УК РФ, считаются оконченными с момента начала добычи, выслеживания, преследования, ловли независимо от того, были ли фактически добыты водные животные и растения, рыба или иные животные. Преступления, связанные с причинением крупного ущерба, образуют оконченный состав лишь при наличии реального ущерба».

Как правило, понятие крупного размера ущерба преступления устанавливается в комментариях к соответствующей статье либо главе УК РФ. Применительно к ст. 256 УК РФ (а также в целом главе 26), такого комментария нет. К слову сказать, крупным размером ущерба по преступлениям против собственности признается ущерб свыше 250 тысяч рублей. Одновременно крупным размером ущерба по преступлениям за незаконную рубку лесных насаждений считается ущерб на сумму, превышающую 50 тысяч рублей.

Является ли лодка орудием совершения административного правонарушения /преступления? Будет ли она конфискована по итогам рассмотрения дела об АПН/ уголовного дела?

К сожалению, четкого ответа на данный вопрос дать не представляется возможным. Всё определяется на усмотрение лица, составившего протокол, либо суда. Орудие правонарушения предполагает, что с его помощью совершается само правонарушение. Под применением самоходного транспортного плавающего средства понимается использование его как орудия в процессе лова рыбы, добычи зверя, заготовки промысловых морских растений, а не исключительно в качестве средства доставки добытого, перевозки браконьеров к назначенному месту. При таком понимании, лодка может являться орудием совершения правонарушения, если она непосредственно использовалась для добычи рыбы (например, судно-тральщик и пр.). Одновременно, можно предположить, что рыбалка с лодки на спиннинг или удочку в нарушение правил рыболовства также возможна и без лодки, а сама лодка не способствует совершению правонарушения. Вместе с тем, практике известны случаи, когда не только сама лодка, но и автомобиль с прицепом признавались орудием правонарушения (См. Кассационное определение СК по уголовным делам Саратовского областного суда от 3 февраля 2010 г.). Представляется, что вынося данное определение, суд руководствовался разъяснениями Пленума Верховного суда, данными в п.19 Постановления от 05.11.1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" (с изм. от 06.02.2007 г.). Содержание данного пункта гласит: «При разрешении дел о незаконной охоте, незаконной добыче водных животных и растений, незаконной порубке деревьев и кустарников судам следует иметь в виду, что орудия, с помощью которых совершался вылов рыбы, отстрел зверей, порубка деревьев и т.д., а также использовавшиеся при этом транспортные, в том числе плавучие средства, принадлежащие виновным, рассматриваются как вещественные доказательства и могут быть конфискованы на основании п. 1 ч. 3 ст. 81 УПК РФ в случае умышленного использования их самим осужденным либо его соучастниками в качестве орудия совершения преступления».

К слову сказать, в рамках производства по уголовному делу лодка, сети и прочие орудия лова, а также автомобиль, на котором вы отправились на рыбалку, могут быть признаны вещественными доказательствами. В случае их признания таковыми, их судьба регулируется ст. 81 УПК РФ (уголовно-процессуального кодекса). Статья 81 УПК РФ.

Вещественные доказательства

1. Вещественными доказательствами признаются любые предметы:

  • которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления;
  • на которые были направлены преступные действия;
  • деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления;
  • иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела.

2. Предметы, указанные в части первой настоящей статьи, осматриваются, признаются вещественными доказательствами и приобщаются к уголовному делу, о чем выносится соответствующее постановление. Порядок хранения вещественных доказательств устанавливается настоящей статьей и статьей 82 настоящего Кодекса.

3. При вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах. При этом:

  • орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации, или передаются в соответствующие учреждения, или уничтожаются;
  • предметы, запрещенные к обращению, подлежат передаче в соответствующие учреждения или уничтожаются;
  • предметы, не представляющие ценности и не истребованные стороной, подлежат уничтожению, а в случае ходатайства заинтересованных лиц или учреждений могут быть переданы им;
  • деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества подлежат возвращению законному владельцу;
  • деньги, ценности и иное имущество, указанные в пунктах "а"-"в" части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, подлежат конфискации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей части;
  • документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются при уголовном деле в течение всего срока хранения последнего либо передаются заинтересованным лицам по их ходатайству;
  • остальные предметы передаются законным владельцам, а при неустановлении последних переходят в собственность государства. Споры о принадлежности вещественных доказательств разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

3. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность.

Незаконная добыча водных биологических ресурсов (в нашем случае, рыбная ловля в нарушение действующего законодательства) причиняет вред экологической системе. Причиненный вред подлежит возмещению причинителем. Стоимость рыб и других водных животных определяется по специальным таксам независимо от возраста и веса водных обитателей. Таксы периодически пересматриваются. Действующими являются утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 515 (в ред. от 26 сентября 2000 г.) Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов. Данные таксы в настоящее время касаются только лиц ведущих любительский лов (добычу) водных биоресурсов (с нарушением правил), т.е. не занимающихся этим как хозяйственной деятельностью.

Водные биологические ресурсы и такса (рублей за 1 экземпляр независимо от размера и веса)

Проходные, полупроходные и пресноводные рыбы:

  • белуга, калуга – 12500;
  • амурский осетр, персидский осетр, русский осетр, сибирский осетр – 8350;
  • севрюга, гибриды осетровых рыб, белорыбица – 4200;
  • семга, чавыча, кета осенняя амурская, кижуч, нельма, таймень, нерка, балтийский лосось, каспийский лосось, черноморский лосось – 1250;
  • кета, сима, кумжа – 580;
  • байкальский белый хариус, стерлядь, угорь, чир, муксун – 420;
  • горбуша, кунджа, голец, палия, форель всех видов, ленок, сиги, омуль, пыжьян, пелядь, мальма, усач, черноспинка, рыбец, сырть, судак, жерех, хариус, шемая, сазан, карп, щука, белый амур, толстолобик, кутум, сом, кефаль всех видов, минога – 250;
  • рипус, тарань, вобла, ряпушка, лещ – 25;
  • тугун, голавль, подуст, окунь – 17.

Такса для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов в Саратовской области (утв. Постановлением Правительства Саратовской области от 24 июня 2002 г. N 50-П).

  • Черный амур, малоротый буффало - 4 МРОТ;
  • Налим - 3 МРОТ;
  • Берш, синец, чехонь - 0,5 МРОТ;
  • Линь, плотва, белоглазка, густера, язь, красноперка, карась - 0,2 МРОТ.